PDA

Просмотр полной версии : Немного про "12 стульев"


гробовщик Безенчукъ
13.04.2006, 21:30
Перечитав в очередной, не помню какой раз, свое любимое произведение, я задумался- а почему, собственно, оно преподносится всем как комедия? :confused:
Давайте проследим финишные судьбы первостепенных героев- Остап Ибрагимович Бендер умер, Ипполит Воробьянинов- три варианта- стал нищим,вернулся в родной город,умер от инфаркта, отец Федор сошел с ума, его супруга разорилась, мадам Грицацуева, очень ничего себе дама с каким-никаким состоянием, оказалась брошенной и забытой. Что в этом веселого и смешного? Это трагикомедия, а возможно- и трагедия.
То, что наше ТВ преподнесло это как легкую и веселую комедь- ИМХО, не есть верно. Практически во всех вариантах Бендер предстает этаким веселым рубахой-парнем, авантюристом и жуликом. Но тут и есть режиссерская ошибка- во-первых, за такого человека не пошла бы Грицацуева- он не способен на тонкий подход с полунамеками, а в лоб напрямую- его бы отшила эта видавшая всякое на своем веку дама с полуслова. Во-вторых, за таким человеком не пошел бы Воробьянинов, который на своем веку пережил и белых и красных, и революцию и раскулачивание. А пошел бы- остался бы у мадам Боуэр после первых неудач. К спокойному и теплому очагу в такие годы тянет куда больше, чем к сокровищеискательству. А в третьих- в Васюках Бендеру с таким имиджем морду бы набили еще до игры. Ну не тянет он на гроссмейстера.
-duma-

Пенелопа
14.04.2006, 15:54
Перечитав в очередной, не помню какой раз, свое любимое произведение, я задумался- а почему, собственно, оно преподносится всем как комедия?

То, что наше ТВ преподнесло это как легкую и веселую комедь- ИМХО, не есть верно.

Можно уточнить - что предлагается к обсужденнию - трактовка книги или телеэкранизация ?

ScottishFold
14.04.2006, 16:51
Добавлю, коль скоро именно такая пьянка пошла: мы про "12 стульев" Гайдая или про "12 стульев" Захарова? Первый, конечно, по родовым признакам суть кинофильм, но в последние лет 30 заметен только по ТВ...

Пенелопа
14.04.2006, 17:44
Добавлю, коль скоро именно такая пьянка пошла: мы про "12 стульев" Гайдая или про "12 стульев" Захарова? Первый, конечно, по родовым признакам суть кинофильм, но в последние лет 30 заметен только по ТВ... ага, а то будто кинотеатры показывают сейчас хоть какие-нибудь фильмы 30-летней давности -tease-

Molotov©
14.04.2006, 18:10
ага, а то будто кинотеатры показывают сейчас хоть какие-нибудь фильмы 30-летней давности -tease-

Музей кино, светлая ему память, показывал.
Ну и Иллюзион конечно.

гробовщик Безенчукъ
14.04.2006, 18:42
Я про книгу и про ее экранизацию. В обсуждении принимают участие обе экранизации- и с Гомиашвили, и с Мироновым. Думаю, с Фоменко мало кто видел :(

kamerer
15.04.2006, 11:48
Музей кино, светлая ему память, показывал.
Ну и Иллюзион конечно.
А еще Театральный центр на Страстном, даже сейчас, изредка показывает.

v_fedoroff
21.04.2006, 19:03
Не стоит делать из И&П какого-то Достоевского: им, как соцреалистам, социальный конфликт был гораздо интереснее, чем "душевные переживания", которые в романе показаны достаточно условно.
К тому же твои психологические этюды выглядят неубедительно.

>Практически во всех вариантах Бендер предстает этаким веселым >рубахой-парнем, авантюристом и жуликом.
>Но тут и есть режиссерская ошибка

Этот образ мало отличается от ильфопетровского. Если кто и ошибся, то не режиссеры.

>- во-первых, за такого человека не пошла бы Грицацуева- он не >способен на тонкий подход с полунамеками,
>а в лоб напрямую- его бы отшила эта видавшая всякое на своем веку >дама с полуслова.

Зачем ей его "отшивать"? Каковы шансы выйти замуж у немолодой провинциалки? А методы соблазнения во всех случаях примерно одинаковы: яркий "авантюрист и жулик", обаятельный мерзавец, не оставит женщину равнодушной. Дело не в "подходах" а в личности.
Бендер - альфа, лидер, высокоранговая особь.
Манипулировать женщинами ему вообще должно быть очень легко.

> Во-вторых, за таким человеком не пошел бы Воробьянинов, который на >своем веку пережил и белых и красных, и революцию и раскулачивание.

Пошел именно потому, что Бендер - природный вожак. Пережил-то Воробьянинов много, но в сложившейся ситуации оказался совсем беспомощен, потерял всяческую опору. Такой опорой становится для него Бендер. И не имеет никакого значения, что культурный уровень Ипполита Матвеевича выше - наступили другие времена, потребовались другие качества.

>А пошел бы- остался бы у мадам Боуэр после первых неудач.

И тут мимо. Не остался бы. Он уже заболел "золотой лихорадкой". К тому же влачить жалкое существование бывший дворянин и светский лев уже не сможет. Ему выпал шанс, который он будет разыгрывать до конца, не останавливаясь ни перед чем, даже перед убийством.

>К спокойному и теплому очагу в такие годы тянет куда больше, чем к >сокровищеискательству.

А он, кстати, не такой уж и древний старец...

> А в третьих- в Васюках Бендеру с таким имиджем морду бы набили еще >до игры. Ну не тянет он на гроссмейстера.

Ну-ну. Очень много в Васюках видели гроссмейстеров. А опытный жулик может сыграть кого угодно - хоть генерала ФСБ, хоть помощника депутата... Грабовой вот Иисусом Христом представлялся, и ничего - многие до сих пор верят.
Не забывай, кстати, что комизм ситуации в романе создается именно благодаря тому, что Бендер на гроссмейстера "не тянет". Авторы ставят здесь цель посмеяться над дремучестью провинциалов, что им блестяще удается.

гробовщик Безенчукъ
28.04.2006, 22:30
Виталий
Это все,конечно,абалденно (нет,я сурьезно)
Теперича по пунктам:
1. Откель ты взял,что он вожак? Кого и куда он довел хоть раз в своей жизни? А орать "вперед, на приступ"- это не есть быть вожаком. Это называется несколько по-иному.
2. Грицацуева- нет, я понимаю, что возможно ты думаешь, что стоит мужчине сказать женщине "Быстро, к ноге"- и она вся твоя. Значит, тебе просто пока не встречались иные женщины. Грицацуева- раскулачивание пережила, белых,красных, серо-буро-малиновых- ну и после этого пошла бы она замуж за мужчину, который возник неизвестно откуда и сказал "Я типа ваша судьба где у вас тут деньги давайте поженимся". Фиг с два. Она бы его послала так и туда- всю жизнь бы шел. Так что одного природного обаяния мало, нужен большой ум и опыт, которого в Мироноско-Гомиашвильском варианте как раз не наблюдалось. А также терпение, коим ни один из двух вариантов вообще не обладал. А придурков, выскочивших из ниоткуда, ей наверняка и в своем уездном городе хватало выше крыши.
3. Киса Воробьянинов- ну блеск, конечно, дело хорошее. Только он тоже человек не богатырского здоровья и не первой молодости. Ну понесло его по дури искать что-то где-то как-то, но у него тоже багаж жизненного опыта- побогаче чем у Грицацуевой будет. Был бы он молодой, красивый пофигист- ринулся бы он и за 12 стулом, и за 146м, коли бы он существовал. Но он им не был. И точно после встречи с Боуэр не рванул бы дальше за тем Остапом, которого нам изобразили. Тут уже не вождь нужен- тонкий психолог и все такое. Тут на голом энтузиазме "взялись засучив рукава" уже не прокатишь. Куда проще ему было сказать "Знаете что, товарищ Бендер, езжайте сами и ищите эти чертовы сокровища хоть сто лет. Найдете- вам повезло, сдохнете в поисках- не повезло. А я тут в ЗАГС пристроюсь и перекантуемся вдвоем с моей дамой как-нибудь". Выражение "спокойная старость" оно ж не с кандачка взялось. И Бендеру тут не годилось сказать "Пошли дальше", ибо его бы послали еще дальше, чем он предполагал.
4. Бендер в его киношной трактовке не может "блестяще" изобразить гроссмейстера более чем на пару минут. Если бы он был тем, кого нам предложило наше кино- его бы побили на вторую минуту его лекции. Максимум- на третью. Считать, что в провинции одни алкаши и дебилы живут не стоит. Да и председатель Васюкинской шахсекции тоже не первый день родился. Тут явно был нужен мастер своего дела, а не полулюбитель, которого нам так услужливо преподнесли.

Анка
30.04.2006, 21:06
Безенчук, Вы, наверное, счастливый человек, с Вашим-то знанием женщин...:lol:

v_fedoroff
01.05.2006, 17:10
Безенчук:
"1. Откель ты взял,что он вожак? Кого и куда он довел хоть раз в своей жизни? А орать "вперед, на приступ"- это не есть быть вожаком. Это называется несколько по-иному".

Дело не в том, довел или не довел. Это врожденное качество, зоологическое. Вожди вообще редко доводят до чего-то хорошего, зато обладают талантом подчинять себе окружающих, заставлять действовать в своих интересах. Бендер не тот, кто орет "на приступ", он что-то вроде уголовного "авторитета".
У любого стадного (стайного) животного существует древний инстинкт подчинения лидеру-альфе. А все внешние признаки высокоранговой особи Бендер демонстрирует: самоуверенность, некоторую развязность, пренебрежения общественной моралью и т.д.


Безенчук:
" Грицацуева- раскулачивание пережила, белых,красных, серо-буро-малиновых- ну и после этого пошла бы она замуж за мужчину, который возник неизвестно откуда и сказал "Я типа ваша судьба где у вас тут деньги давайте поженимся". Фиг с два."

А какое отношение имеет опыт раскулачивания к сексуальным инстинктам? Я уже сказал, что Бендер - самец-альфа. Ему очень легко манипулировать женщинами, они подчиняются на уровне подсознания. К сожалению, авторы мало рассказывают об отношениях Остапа Ибрагимовича с противоположным полом, но о чем-то можно судить и по эпизодам. И Эллочку и Зосю он без труда использует в своих целях, хотя эти-то дамы цену себе знают и мужским вниманием не обделены.

Безенчук:
"Она бы его послала так и туда- всю жизнь бы шел. Так что одного природного обаяния мало, нужен большой ум и опыт"

Опыт-то был, несомненно, богатый, но даже не в нем дело. Не посылают женщины таких мужчин. Даже если эти женщины - не престарелые, некрасивые, одинокие вдовы.

Безенчук:
"А также терпение, коим ни один из двух вариантов вообще не обладал"

Не нужно ему терпение в данном случае. Женщины всегда бегают за ним. Кстати, Гомиашвили именно такого мачо и сыграл, в этом плане попадание точнейшее. В процессе соблазнения совершенно не важно ЧТО делает мужчина, важно КАКОЙ мужчина это делает.

Безенчук:
"А придурков, выскочивших из ниоткуда, ей наверняка и в своем уездном городе хватало выше крыши".

В том-то и дело, что придурков хватало, а вот "настоящего мущщины"...
Не так их много, к счастью:))

Безенчук:
"3. Киса Воробьянинов... у него тоже багаж жизненного опыта- побогаче чем у Грицацуевой будет".

В том и трагедия Воробьянинова, что весь его жизненный опыт в "новом мире" оказался бессмысленным. Он не умеет выживать в таких условиях.

Безенчук:
" Куда проще ему было сказать "Знаете что, товарищ Бендер, езжайте сами и ищите эти чертовы сокровища хоть сто лет. Найдете- вам повезло, сдохнете в поисках- не повезло. А я тут в ЗАГС пристроюсь и перекантуемся вдвоем с моей дамой как-нибудь"

Ты забыл кое-что. Это ЕГО ДЕНЬГИ. Он ищет их отнюдь не потому, что его Бендер заставляет. Бендеру он всего лишь уступил лидерство. Не хочет Воробьянинов в ЗАГСе кантоваться, очень не хочет. Помнишь землетрясение? "Молодой пофигист" Бендер спасает свою жизнь, а "старый и больной" Киса хватает стул, рискуя погибнуть. Для Бендера сокровища - приключение, для Воробьянинова - смысл жизни. Кто кого еще должен уговаривать - большой вопрос. Странно, что этого не видит человек, который роман не только читал, но и перечитывал.

Безенчук:
"4. Бендер в его киношной трактовке не может "блестяще" изобразить гроссмейстера более чем на пару минут. Если бы он был тем, кого нам предложило наше кино- его бы побили на вторую минуту его лекции. Максимум- на третью. Считать, что в провинции одни алкаши и дебилы живут не стоит. Да и председатель Васюкинской шахсекции тоже не первый день родился".

Чего-то ты просто не хочешь понимаешь. Напомню одну маленькую деталь: идут двадцатые годы. Гроссмейстеров в те времена можно пересчитать по пальцам. Каждый человек, мало-мальски интересующийся шахматами знает всех наперечет. Для сравнения: представь себе футбольного болельщика, который всерьез воспринимает представителя клуба "Красный Урожай", финалиста Лиги чемпионов УЕФА. "Гроссмейстер Бендер" - из той же серии. Ты просто не оцениваешь всей абсурдности ситуации. Есть такой прием - гротеск:)

Безенчук:
"Тут явно был нужен мастер своего дела, а не полулюбитель, которого нам так услужливо преподнесли".

Да, чтобы нагляднее показать тот самый "край непуганных идиотов".

Strel
02.05.2006, 18:29
Ты просто не оцениваешь всей абсурдности ситуации. Есть такой прием - гротеск:)


Помнится, моя тётя как-то ругала Калягина за киноверсию "Тётки Чарлея", потому что "ну не похож он на женщину, плохо сыграл"! :lol: